Как сделать программу основной

Добавлено: 15.08.2017, 09:25 / Просмотров: 32341

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 2 (33) за 2014 г

Скачать номер в формате pdf (4483 kБ)


Рубрика: Экономика и управление
Автор: М. Г. Гусев

 М. Г. Гусев, эксперт журнала «Руководитель бюджетной организации»

 

Развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности является задачей номер один соответствующей госпрограммы [1], поэтому вопросы составления программ по энергосбережению будут актуальны для бюджетных учреждений и в наступившем 2014 году, и в последующих. Поговорим о том, как составлять эти программы и что в них указывать.

 

Программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности (далее - программы энергосбережения) составляются всеми бюджетными учреждениями. Содержание, требования и инвестиционные составляющие программ энергосбережения организаций с участием государства или муниципального образования определены в ст. 25 Закона об энергосбережении [2]. Согласно п. 9 ст. 2 указанного закона, государственные или муниципальные учреждения входят в группу организаций с участием государства или муниципального образования.

Как следует из ч. 1 ст. 25 Закона об энергосбережении, программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации должны включать:

- целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения;

- мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий;

Предлагаем вашему вниманию примерный перечень разделов, которые могут войти в программу энергосбережения бюджетного учреждения:

1. Паспорт программы энергосбережения.

2. Краткая характеристика объекта, анализ потребления энергоресурсов за предыдущий период.

3. Значение целевых показателей, достижение которых обязательно для бюджетных учреждений в соответствии с требованиями законодательства РФ.

4. План мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, направленный на достижение значений целевых показателей.

5. Значения целевых индикаторов и показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для (наименование бюджетного учреждения) по итогам реализации программы.

6. Система мониторинга, управления и контроля за ходом выполнения программы.

Рассмотрим более подробно каждый из пунктов.

 

Паспорт программы энергосбережения

 

Не следует путать данный раздел программы с энергетическим паспортом организации как потребителя энергетических ресурсов, который составляется по результатам энергетического обследования. Энергетический паспорт обязателен, поскольку бюджетные учреждения должны минимум раз в 5 лет проводить энергетическое обследование.[3] Энергетический паспорт может быть взят за основу для составления программы энергосбережения.

Подразделы паспорта программы энергосбережения:

1. Основания для разработки программы.

2. Заказчик программы (полное наименование бюджетного учреждения).

3. Разработчики программы (если учреждение разрабатывало программу самостоятельно, следует указать полное наименование учреждения, если нет - указать и привлеченные сторонние организации).

4. Сроки реализации программы (они совпадают со сроками реализации государственной программы - до 2015 года включительно).

5. Цель программы.

6. Основные задачи программы.

7. Основные целевые индикаторы.

8. Основные целевые показатели.

9. Объемы и источники финансирования (с разбивкой на этапы реализации программы).

10. Перечень основных разделов программы.

11. Организация управления, исполнения и контроля программы (в этом разделе указывается руководитель учреждения и ответственные лица по мероприятиям).

Поговорим о некоторых из перечисленных подразделов.

 

Основания для разработки программы

 

Как правило, основаниями для разработки программы являются следующие правовые акты:

- Закон об энергосбережении ;

- государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики» ;

- Указ Президента РФ от 13.05.2010 № 579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

- Указ Президента РФ от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»;

- Приказ Минэкономразвития РФ от 24.10.2011 № 591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях» (далее - Приказ № 591);

- Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

- Приказ Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

- Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2009 № 1830-р «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации»;

- Распоряжение Правительства РФ от 27.09.2012 № 1794-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Кроме нормативных правовых актов федерального уровня вопросы энергосбережения и энергетической эффективности могут регулироваться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

К сведению

В перечне не рекомендуется указывать документы, утратившие силу:

- Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2010 № 2446-р «Об утверждении государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»;

- Федеральный закон от 03.04.1996 № 28-ФЗ «Об энергосбережении».

 

 

Цели программы

 

Целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности обозначены госпрограммой «Энергоэффективность и развитие энергетики».

Поэтому одна из целей программы энергосбережения бюджетного учреждения может быть обозначена так: достижение целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, обозначенных государственной программой «Энергоэффективность и развитие энергетики».

Среди целей программы так же могут быть указаны:

- обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и воды с целью снижения себестоимости услуг, предоставляемых потребителям;

- обеспечение системности и комплексности при проведении мероприятий по энергосбережению.

 

Основные задачи программы

 

Если цели программы обозначают конечный результат (чего нужно достигнуть), то задачи программы описывают путь (каким образом можно достигнуть запланированных целей).

Среди основных задач можно указать следующие:

- реализация организационных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- оснащение приборами учета используемых энергетических ресурсов;

- повышение эффективности системы теплоснабжения;

- повышение эффективности системы электроснабжения;

- повышение эффективности системы водоснабжения и водоотведения;

- внедрение энергосберегающих технологий, оборудования и использование энергосберегающих материалов в учреждении.

 

Основные целевые индикаторы

 

Целевые индикаторы - это инструменты оценки эффективности, то есть показатели, с помощью которых будет проходить оценка.

Основными целевыми индикаторами по оценке эффективности реализации программы являются:

- объемы потребления электроэнергии (ЭЭ), кВт·ч;

- объемы потребления теплоэнергии (ТЭ), Гкал;

- объемы потребления природного газа, куб. м;

- объемы потребления твердого и жидкого печного топлива, т;

- объемы потребления воды, куб. м;

- объемы потребления моторного топлива, л;

- количество вводов ЭЭ, всего, шт.;

- количество вводов ЭЭ, оснащенных приборами учета, шт.;

- количество вводов ТЭ, всего, шт.;

- количество вводов ТЭ, оснащенных приборами учета, шт.;

- количество вводов природного газа, всего, шт.;

- количество вводов природного газа, оснащенных приборами учета, шт.;

- количество вводов горячего водоснабжения (ГВС), всего, шт.;

- количество вводов ГВС, оснащенных приборами учета, шт.;

- количество вводов холодного водоснабжения (ХВС), всего, шт.;

- количество вводов ХВС, оснащенных приборами учета, шт.;

- численность сотрудников, чел.;

- общая площадь учреждения, кв. м.

 

Основные целевые показатели

 

Целевыми показателями энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Законом об энергосбережении и Приказом № 591 являются показатели, характеризующие снижение объема потребления ресурсов в сопоставимых условиях и в натуральном выражении:

- снижение потребления электрической энергии в натуральном выражении (тыс. кВт·ч);

- снижение потребления тепловой энергии в натуральном выражении (Гкал);

- снижение потребления природного газа в натуральном выражении (куб. м);

- снижение потребления твердого и жидкого печного топлива в натуральном выражении (т);

- снижение потребления воды в натуральном выражении (куб. м);

- снижение потребления моторного топлива в натуральном выражении (л);

- оснащенность приборами учета (ПУ) каждого вида потребляемого энергетического ресурса (% от общего числа зданий).

К сведению

Показатель - количественное значение, характеризующее определенный процесс (в нашем случае энергоэффективность). Как правило, выражается элементарными единицами измерения (кВт·ч, шт., ед. и т.д.). Индикатор - вычисляемый элемент, формируемый на основе показателей. Как правило, выражается относительными единицами измерения (доли, проценты).

 

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона об энергосбережении необходимо обеспечить достижение целевых показателей в размере 3% ежегодно (начиная с 01.01.2010 государственное учреждение обязано обеспечивать снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленных им в 2009 году соответствующих ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%).

Кроме того, согласно нормативным актам РФ целевыми показателями энергетической эффективности являются:

- удельное потребление холодной воды к штатной численности сотрудников, куб. м/чел.·год;

- удельное потребление электроэнергии к штатной численности сотрудников, кВт·ч/чел.·год;

- удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий за отопительный период в год, Гкал/кв. м.

 

Краткая характеристика объекта, анализ потребления энергоресурсов за предыдущий период

 

Данный раздел может включать следующие подразделы:

1. Краткая характеристика учреждения.

2. Общие показатели деятельности за предыдущий период.

3. Характеристика энергетического хозяйства.

4. Тарифы на энергетические ресурсы в 2011 году.

5. Прогноз объемов потребления энергетических ресурсов в сопоставимых условиях.

 

Краткая характеристика учреждения

 

В этом разделе дается общее описание учреждения, указывается сфера деятельности, год образования. Например: «Сфера деятельности учреждения - начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Учреждение создано на основании приказа отдела образования администрации N-го района города NN от 15.11.1995 № 64 «О создании муниципального образовательного учреждения школы № 1».

В данном разделе необходимо также указать результаты деятельности учреждения: для поликлиник, детских садов, школ - количество посещений в смену, для больниц - количество койко-мест, для административных учреждений - количество работающих в здании и т. д., годовой объем финансирования на содержание учреждения. Например: Результаты деятельности: 50 посетителей в смену, ежегодное количество обученных - 31 человек. Средний ежегодный объем финансирования на содержание учреждения составляет 6 019 000 руб.».

В краткую характеристику входит и описание зданий, строений, сооружений, находящихся на балансе учреждения: год ввода в эксплуатацию, общая площадь, строительный объем согласно техническому паспорту здания. Например: «Работа учреждения осуществляется в одном учебном корпусе. Двухэтажное здание школы введено в эксплуатацию в 1987 году. Общая площадь здания - 1 164 кв.м, строительный объем - 5 344 куб. м».

Следует описать планы учреждения по модернизации производственного процесса, по изменениям в инфраструктуре (пристрои, дополнительные здания), если эти планы и могут повлиять на исполнение требований законодательных и нормативных актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также то, что уже сделано. Например: «В 2010 - 2012 годах в здании были проведены следующие капитальные ремонты: установка пластиковых окон (35 шт.), капитальный ремонт фасада (отремонтированы три стороны), замена входных групп (2 шт.), замена электрооборудования и электропроводки. В плановый период до 2015 года планируется завершение ремонта фасада школы, ремонт кровли, системы водоотведения; возможна частичная реконструкция здания в связи с организацией при школе центра развития досуга».

 

Показатели деятельности

 

В качестве общих показателей деятельности за предыдущий период указываются объемы потребления энергетических ресурсов, а также результаты деятельности учреждения. Целесообразно указать данные из энергетического паспорта учреждения - общие сведения об объекте энергетического обследования. Эти данные находятся в приложения 2 к энергетическому паспорту учреждения, составленному в соответствии с Требованиями к энергетическому паспорту[4].

На сайте министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области в методических материалах приведен следующий пример выкладки показателей деятельности (таблицы 1, 2).

 

Таблица 1. Основные производственные показатели деятельности учреждения (на примере учреждения дошкольного образования)

Наименование

Единица измерения

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

1. Номенклатура основной продукции (работ, услуг)

Услуги в системе дошкольного воспитания

2. Объем производства продукции (работ, услуг)

тыс. руб.

13 030

17 033

23 097

26 670

22 393

3. Производство продукции в натуральном выражении, всего

воспитанники

60

79

77

100

100

4. Объем производства основной продукции, всего

тыс. руб.

13 030

17 033

23 097

26 670

22 393

5. Производство основной продукции в натуральном выражении, всего

воспитанники

60

79

77

100

100

6. Объем производства дополнительной продукции

тыс. руб.

-

-

-

-

-

7. Потребление энергетических ресурсов, всего

тыс. т усл. топл.

0,0934

0,0894

0,0911

0,0981

0,0922

8. Потребление энергетических ресурсов по номенклатуре основной продукции, всего

тыс. т усл. топл.

0,0934

0,0894

0,0911

0,0981

0,0922

9. Объем потребления энергетических ресурсов по номенклатуре основной продукции, всего

тыс. руб.

352,9

385,3

481,6

618,4

692,5

10. Потребление воды, всего

тыс. куб. м

1,385

1,363

1,417

1,479

0,648

 

в том числе на производство основной продукции

 

1,385

1,363

1,417

1,479

0,648

11. Энергоемкость производства продукции (работ, услуг), всего

тыс. т усл. топл./тыс. руб.

0,000007

0,000005

0,000004

0,000004

0,000004

12. Энергоемкость производства продукции (работ, услуг) по номенклатуре основной продукции, всего

тыс. т усл. топл./тыс. руб.

0,000007

0,000005

0,000004

0,000004

0,000004

13. Доля платы за энергетические ресурсы в стоимости произведенной продукции (работ, услуг)

%

2,71

2,26

2,09

2,32

3,09

14. Суммарная мощность электроприемных устройств

тыс. кВт

 

 

 

 

 

 

разрешенная установленная

 

0,1659

0,1659

0,1659

0,1659

0,1659

 

среднегодовая заявленная

 

0,013

0,013

0,013

0,013

0,01439

15. Среднегодовая численность работников

чел.

55

140

139

129

127

 

Таблица 2. Структура фактических затрат на топливные энергетические ресурсы в ______________ N в ______ году (базовый год программы)

Наименование ТЭР

Единица измерения

В натуральном выражении

В денежном выражении, тыс. руб.

В условном топливе, кг усл. топл.

1

2

3

4

5

1. Электрическая энергия

 

 

 

 

2. Тепловая энергия

 

 

 

 

3. ГВС

 

 

 

 

4. ХВС

 

 

 

 

5. Газоснабжение

 

 

 

 

6. Моторное топливо (дизельное топливо)

 

 

 

 

7. Печное топливо

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

Коэффициенты пересчета первичных энергоресурсов (кроме воды) в условное топливо указаны в Постановлении Госкомстата РФ от 23.06.1999 № 46 «Об утверждении Методологических положений по расчету топливно-энергетического баланса Российской Федерации в соответствии с международной практикой».

 

Характеристика энергетического хозяйства

 

В подразделе описываются системы электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, дается характеристика потребителей моторного топлива.

По каждой системе описывается количество вводов, в том числе оборудованных приборами учета, даты установки приборов учета, границы балансовой принадлежности, поставщики ресурсов, основные положения договоров, тарифы на ресурс, объемы потребления ресурса за год, предшествующий начальному году программы энергосбережения.

Желательно привести описание технологических комплексов по преобразованию энергии (вентиляция, отопительные комплексы и т. д. - при наличии).

Отдельно описывается система освещения: общее количество осветительных приборов, количество энергосберегающих ламп, ламп накаливания.

При описании системы теплоснабжения необходимо привести также описание отопительных приборов, ограждающих конструкций, дефектов, характеристику остекления.

Описываются потребители моторного топлива, сравниваются удельные расходы топлива по паспортным данным и фактические.

Приведем пример.

 

Система электроснабжения

 

Количество вводов системы электроснабжения - 1 (в 2012 году оборудован трехфазным двухтарифным счетчиком). Поставщик энергоресурса - ОАО «Городская энергия». Тариф - 3, 0716 руб./кВт·ч. Объем потребления энергоресурса за 2012 год - 51,032 кВт·ч.

Основные положения контракта на поставку ЭЭ:

1. Гарантирующий поставщик обязуется...

2. Покупатель обязуется...

3. Гарантирующий поставщик обязан...

4. Гарантирующий поставщик имеет право...

5. Покупатель имеет право...

Характеристика системы освещения. Общее количество осветительных приборов - 122. В светильниках используются энергосберегающие и люминесцентные лампы мощностью от 18 до 40 Вт. Количество энергосберегающих ламп - 33, люминесцентных - 89.

 

Система теплоснабжения

 

Теплоснабжение осуществляется от котельной на твердом топливе: дрова, уголь (здание котельной находится в муниципальной собственности, оборудование - в оперативном управлении учреждения). Котельная отапливает здание школы и администрации. Общая протяженность теплотрассы (прямой и обратный ход) составляет 260 метров (границы балансовой принадлежности не определены).

В здании школы имеется один ввод тепловой энергии (приборами учета не оборудован).

Содержание котельной осуществляется за счет средств учреждения в пределах выделенных бюджетных лимитов. Технологических комплексов по преобразованию энергии (принудительной вентиляции, отопительных комплексов) в учреждении не имеется.

В качестве отопительных приборов используются чугунные радиаторы (8 - 10 секций, установлены при постройке здания) и тепловые регистры (диаметр 10 - 14 см, установлены в 2006 - 2012 годах).

Ограждающие конструкции не применяются. Состояние значительной части приборов неудовлетворительное: наличие слоев краски, накипи.

В 2009 - 2010 годы все окна заменены на пластиковые (тройной стеклопакет).

 

Система водоснабжения и водоотведения

 

В учреждении имеется система холодного водоснабжения. Водоснабжение осуществляется от трубчатого колодца, обеспечивающего функционирование школьной котельной. Длина наземного участка трассы от скважины до здания школы - 35 метров, границы балансовой принадлежности не определены). Количество вводов - 1 (приборами учета не оснащен). Технологические комплексы по преобразованию энергоносителя (водогрейные котлы, колонки, гидроаккумуляционные баки) не используются.

Водоотведение осуществляется путем канализирования воды до сточного колодца (размещен в 45 метрах от здания), количество выводов - 3. Емкость - 60 тонн. По мере заполнения осуществляется откачка и вывоз ЖБО.

 

Итоговая таблица оснащенности вводов энергетических ресурсов приборами учета

Вид энергоресурса

Вводов всего, шт.

Вводов, оснащенных приборами учета, шт.

Оснащенность приборами учета, %

Электроэнергия

1

1

100

Тепловая энергия

1

0

0

ХВС

1

0

0

 

 

Тарифы на энергетические ресурсы в отчетном периоде программу

 

Приводится сводная таблица по средним тарифам на топливно-энергетические ресурсы, которые действовали для данного учреждения в отчетном периоде. Указанные тарифы принимаются для расчетов экономического эффекта от мероприятий программы (таблица 3).

 

Таблица 3. Средневзвешенные тарифы на ТЭР

Наименование тарифа
энергетического ресурса

Единица измерения

Средневзвешенный тариф

1

2

3

1. Электрическая энергия

 

 

2. Тепловая энергия

 

 

3. Моторное топливо (дизельное топливо)

 

 

4. Природный газ

 

 

5. Водоснабжение и водоотведение

 

 

 

 

Прогноз объемов потребления энергетических ресурсов в сопоставимых условиях

 

Прогнозные объемы потребления энергетических ресурсов рассчитываются в порядке, установленном Приказом № 591. Необходимо заполнить соответствующую таблицу об объемах потребления энергоресурсов в базовом периоде (2009 год) и на каждый год программы энергосбережения. В дальнейшем эти данные будут использованы при расчете целевых показателей, достижение которых обязательно для учреждения.

Приведем пример.

 

Таблица 4. Прогноз объемов потребления каждого энергоресурса в сопоставимых условиях на период (первый год действия программы) - 2015 годов для (краткое наименование учреждения), достижение которых обязательно для данного учреждения в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 24.10.2011 № 591

Вид энергоресурса

Единица измерения

Значение показателя в периоде, в котором определяется базовый объем потребления (2009 год)

Прогноз потребления в сопоставимых условиях

Примечание

2012

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Электроэнергия

кВт·ч

51,035

48,70

48,02

46,32

45,11

-

2. Каменный уголь

Т

240,6

225,8

218,6

211,8

205,1

-

Благодарим Издательский дом «Аюдар» за предоставленный материал (http://www.audar-press.ru/magazine/17/number/1135)

 

Продолжение статьи читайте в следующем номере: Плановая экономия, или Как написать программу энергосбережения. Часть 2

 

 


Примечания:

[1] Государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики», утв. Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 512-р.

[2] Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[3] Пункт 2 ст. 16 Закона об энергосбережении.

[4] Требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, утв. Приказом Минэнерго РФ от 19.04.2010 № 182.

 

Все статьи рубрики Экономика и управление

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48).

Статьи по темам

Энергетика (8),
Энергоэффективное строительство (17),
Возобновляемые источники энергии (20),
Региональный опыт (3),
О работе НП "Энергоэффективный город" (5),
Энергоменеджмент (4),
Энергоэффективные здания (0),
Информация о работе Координационного совета (124),
Экономика и управление (129),
Теплоснабжение (68),
Энергоэффективное освещение (53),
Учет энергоресурсов (16),
Энергосервис и ЭСКО (45),
Электроснабжение (13),
Когенерация (4),
Мировой опыт энергосбережения (41),
Новые технологии (45),
Энергетические обследования и энергоаудит (30),
Обзор СМИ (5),


Источник: http://www.energosovet.ru/bul_stat.php?idd=453


Закрыть ... [X]

Как сделать отчет в Пенсионный фонд РФ в программе spu_orb? Вертушки дисками своими руками


Как сделать программу основной Как создать свой сайт самому? Инструкция начинающим
Как сделать программу основной Как бесплатно получить Windows 10 (вопросы и ответы)
Как сделать программу основной Плановая экономия, или Как написать программу
Как сделать программу основной Как сделать слайд-шоу из фотографий
Как сделать программу основной Как удалить троян?
Как сделать программу основной Sredstva
Как сделать программу основной S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля Википедия
WhatsApp FAQ - Групповой чат Багет для телевизора на стену: видео-инструкция по оформлению Бесплатная программа для веб камеры ноутбука Замена вкладышей коленвала самостоятельно Как сделать амулет для привлечения денег своими руками? Как украсить комнату шарами своими силами. 20 идей с фото Курс Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по биологии. Часть 1 в Мобильный кондиционер Отзывы покупателей