Как сделать замечание подчиненным

Добавлено: 26.08.2017, 05:47 / Просмотров: 75455

сделать Сборник ситуационных задач

по дисциплине «Менеджмент»

(для студентов всех специальностей)

2-ое издание с изменениями

Омск – 2007

ББК.74.5

Б.19

Сборник ситуационных задач по дисциплине «Менеджмент» (для студентов всех специальностей). 2-ое издание с изменениями. – Омск: ОГКТЭиС, 2007. – 32с.

Сборник включает ситуационных задачи по дисциплине «Менеджмент» и вопросы по содержанию каждой ситуации. Материалы сборника соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта по данной дисциплине.

Сборник ситуаций предназначен для студентов различных специальностей, изучающих дисциплину «Менеджмент», а также для преподавателей при проведении практических занятий.

Составитель:, преподаватель ОГКТЭиС.

Рецензенты:, кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры «Экономика и

менеджмент» ОГПУ;

, преподаватель высшей категории, председатель ЦМК «Экономика, бухгалтерский учет и менеджмент» ОГКТЭиС

© ОГКТЭиС, 2007.

Введение ……………...……………………………………………………….4

Тема 1. Мотивация как функция управления………………………..6

Тема 2. Методы управления……………………………………………….12

Тема 3. Управленческие решения……………………………………….15

Тема 4. Лидерство и руководство………………………………………..18

Тема 5. Управление конфликтами……………………………………….21

Тема 6. Деловые коммуникации………………………………………….25

Тема 7. Самоменеджмент…………………………………………………..28

Библиографический список………………………………………………..31

Дисциплина «Менеджмент» имеет ярко выраженную практическую направленность и предполагает кроме сообщения студентам теоретического материала решение ими конкретных ситуаций, возникающих в практике управления.

Настоящий сборник позволяет студентам, изучающим дисциплину «Менеджмент», закрепить полученные знания и развить навыки решения управленческих проблем, с которыми они могут столкнуться в своей профессиональной деятельности.

Все ситуации объединены по темам, в рамках изучения которых в соответствии с учебной программой данной дисциплины предусмотрены практические работы, связанные с решением конкретных ситуаций:

Тема 1. Мотивация как функция управления.

Тема 2. Методы управления.

Тема 3. Управленческие решения.

Тема 4. Лидерство и руководство.

Тема 5. Управление конфликтами.

Тема 6. Деловые коммуникации.

Тема 7. Самоменеджмент.

Данные ситуации могут использоваться в обучении студентов по дисциплинам: «Управление персоналом, «Организационное поведение». Решение конкретных управленческих ситуаций при изучении дисциплины «Менеджмент» необходимо в следующих целях:

-  формирование умений применять теоретические знания на практике;

-  развитие самостоятельности, ответственности и организованности;

-  формирование собственной точки зрения на решение управленческих проблем;

-  выбор единственно правильных решений, влияющих на нормальное функционирование системы управления;

-  развитие навыков групповой работы.

Решение ситуаций возможно только после изучения теоретических вопросов соответствующей темы курса в рамках практических занятий. Студенты должны ознакомится с текстом ситуации и ответить четко на поставленные вопросы. При затруднении восприятия смысла ситуации студенты должны задать вопросы преподавателю для разъяснения возникших вопросов. Решать ситуации возможно только при полном понимании их смысла.

Ответы на вопросы по конкретным ситуациям оформляются в тетради для практических работ, а также обсуждаются в группе в целях поиска оптимального решения.

Правильность решения ситуаций оценивается с точки зрения грамотности рассуждения студента, полного использования им теоретических знаний по данной теме, а также самостоятельности суждения при ответе на вопросы.

Вы – руководитель трудового коллектива, состоящего из двух отделов, примерно равных по численности, но имеющих разную социальную структуру. На предприятии в качестве конечных результатов приняты выручка от реализованной продукции, производительность труда и качество продукции. Критерий эффективности – валовая прибыль. В отчетном квартале Ваш коллектив выполнил основные конечные показатели, но были проблемы с качеством продукции. Виноват в этом оказался отдел А. Отдел Б не виноват в снижении качества, но допустил ряд упущений в трудовой дисциплине, о которых известно в коллективе. Заводская премия Вашему подразделению была снижена за упущения по качеству и рассчитана пропорционально численности сотрудников, как давно принято на предприятии.

Вопросы:

1.  Каким образом и в каких пропорциях Вы разделите премию?

2.  Положения каких теорий мотивации обосновывают Ваш выбор?

СИТУАЦИЯ 2

Мисс Мариан Моэ, юная 20-летняя дама, работает в отделе рекламы универсального магазина около 3-х лет. Ее главная задача – готовить световые табло, которые затем устанавливаются по всему магазину. Хотя мисс Моэ считает свою работу интересной и сложной, растущая рабочая нагрузка и давление со стороны руководителя отдела воспринимаются ею с неприязнью. В отделе только один человек обладает достаточной информацией, знаком с ее работой и может быть ее ассистентом. Но даже с ассистентом мисс Моэ вынуждена работать сверхурочно. Несмотря на то, что заказы на световые табло должны поступать не менее чем за 7 дней до их установки, очень часто бывают срочные заказы. Некоторые руководители подразделений уже привыкли давить на нее ради скорейшего выполнения их заказов. Поскольку проблема обострилась, ее руководитель поставил этот вопрос на обсуждение на совещании правления. На несколько недель дело вроде бы улучшилось, но затем число срочных заказов вновь стало медленно расти.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

Мисс Моэ любила свою работу и терпела это давление до тех пор, пока в один прекрасный день не обнаружила, что некоторые работники других отделов за менее ответственную работу получают больше, чем она. Такое положение показалось ей совершенно нетерпимым, особенно с учетом сверхурочных, к которым ее вынуждает работа. Она рассчитывала получить отгулы за переработанные часы, однако никогда их не брала, поскольку за время отгула наберется столько заказов, что она их просто не осилит. Чувствуя обиду, мисс Моэ сообщила своему руководителю, что она не сдвинется с места, пока не пересмотрят ее зарплату и не сократят ей нагрузку. Она получила прибавку в 5% и обещание выделить еще одного работника. На какое-то время положение улучшилось, но вскоре нагрузка возросла опять. Через месяц после очередного срочного заказа мисс Моэ подала заявление об увольнении.

Вопросы:

1.  Какие теории мотивации не учел руководитель мисс Моэ?

2.  Определите уровень мотивации мисс Моэ на основе теории ожиданий Врума?

3.  Определите, какие потребности были у мисс Моэ, и на какие средства их удовлетворения она рассчитывала?

4.  Как бы Вы мотивировали мисс Моэ?

СИТУАЦИЯ 3

Руководителю торговой фирмы потребовалось провести специальное мероприятие, чтобы стимулировать продажу товаров. Лучшему продавцу выделялась премия в виде бесплатной поездки на Бермуды вместе с супругой (или с супругом), где они могли бы поиграть в гольф на лучших площадках мира. Прошло почти 3 месяца, а увеличения объема продаж почему-то не наблюдалось. Руководитель объяснял это себе тем, что продавцы «не тянут». Тогда он пригласил специалиста со стороны, чтобы тот развил у продавцов умение хорошо торговать и разработал программу, стимулирующую побудительные мотивы с целью «дать толчок продажам».

Приглашенный специалист отправился в торговые отделы и базы фирмы и увидел на стоянках автомобили с подставками для ружей. Всюду в подсобках находились охотничьи и рыболовные принадлежности. По всем имеющимся признакам было видно, что тут работают люди, увлекающиеся охотой и рыбалкой. И ни один человек из всей команды продавцов не интересовался гольфом.

Вопросы:

1.  Какое условие какой теории мотивации было нарушено руководителем фирмы?

2.  Что следует предпринять руководителю, что стимулировать объем продаж?

СИТУАЦИЯ 4

На крупной текстильной фабрике дела шли успешно до тех пор, пока конкуренты не стали вытеснять с рынка эту некогда процветающую фирму. У нее поубавилось заказов даже от постоянных клиентов, появились проблемы с перебоем наличных денег, а когда возникают подобные затруднения, обычная мера – сокращение штатов. На совещании совета директоров было принято решение: отгрузить недопоставленный товар, а затем произвести увольнение.

Эта информация стала известна работникам. Через некоторое время производительность труда резко упала. Администрации пришлось обратиться к консультанту, который начал искать причину происходящего. Он побеседовал с текстильщиками дружески, с глазу на глаз, расспрашивая, что же на самом деле у них происходит. И один из рабочих проговорился: «Понимаете - мы знаем, что, как только отправим все оставшиеся заказы, нас отправят за ворота. Вот мы и стараемся вовсю, чтобы этих заказов нам на подольше хватило».

Вопросы:

1.  Какая потребность в настоящее время имеет для работников наиболее важное значение?

2.  Как руководителю мотивировать работников, чтобы изменить ситуацию?

СИТУАЦИЯ 5

На кафедру вуза была принята молодой специалист Лялина, окончившая тот же институт. Быстро освоившись в должности ассистента, она почувствовала себя весьма уверенно, тем более что благодаря своему общительному характеру была знакома чуть ли не со всеми сотрудниками института. Только с заведующим кафедрой Уманцевым Лялина не смогла установить хорошие отношения. Он явно не одобрял постоянные отлучки Лялиной, затеваемые ею бесконечные разговоры с сотрудниками на посторонние темы. Поняв, что хорошего отношения от заведующего кафедрой ей не добиться, Лялина резко изменила свое поведение. Если раньше она хоть как-то выполняла его распоряжения, то теперь ограничила объем своей работы тем минимумом, который был необходим, чтобы продержаться на кафедре.

Проявляя недюжинную изобретательность и некоторые знания трудового законодательства, она не соглашалась руководить практикой студентов, даже эпизодически читать лекции, вообще отказывалась от преподавания и вела только лабораторные и практические занятия.

Вопросы:

1.  Охарактеризуйте структуру потребностей Лялиной в соответствии с содержательными теориями мотивации.

2.  Что следует предпринять Уманцеву, чтобы мотивировать Лялину?

Квалифицированный сотрудник на вечерних курсах получил дополнительную профессиональную подготовку и хотел бы теперь занять рабочее место, соответствующее полученным знаниям. Он просит Вас в этом поддержать его.

Вопросы:

1.  Какая потребность для работника является актуальной согласно пирамиде Маслоу?

2.  Как Вы поведете себя, если в сфере Вашей компетенции нет подходящего рабочего места?

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

СИТУАЦИЯ 7

К Вам приходит сотрудник и требует повышения заработной платы. При этом он ссылается на то, что на другом предприятии он может получать больше и уволиться, если ему не повысят заработную плату.

Вопросы:

1.  Считаете ли Вы поведение работника правильным?

2.  Какая теория мотивации объясняет его поведение?

3.  Как Вы построите свою беседу с ним?

4.  Что Вы предпримите в отношении работника?

В Вашем коллективе работают следующие сотрудники:

1.  Вероника Матвеевна – старший мастер, 31 год. Очень подвижная женщина, которая постоянно куда-то торопится, бежит, появляется то там, то здесь. Когда она беседует с кем-то, то постоянно меняет позу, вертит что-то в руках, отвлекается, разговаривает сразу с несколькими людьми. Ее легко заинтересовать всем новым, но она сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение – веселое, бодрое. На вопрос: «Как дела?» – отвечает с улыбкой: «Очень хорошо», - хотя иногда оказывается, что дела и на работе и в личной жизни не так уж хороши. Про свои достижения радостно объявляет всем: «Вот, начальник цеха опять похвалил». Огорчений не скрывает, рассказывает о них, но всегда бодро добавляет: «Это как-то случайно получилось…»; «Это можно исправить». Иногда огорчается, даже плачет, но недолго. Быстро успокаивается и снова смеется. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко дисциплинировать, она охотно прислушивается к советам, старается их выполнить. В делах, особенно в трудных, проявляет большую энергию и заинтересованность, крайне работоспособна. Легко сходится с новыми людьми. Ее охотно слушают в коллективе, считают хорошим человеком. Быстро привыкает к новым требованиям.

2.  Лев Викторович – бухгалтер, 38 лет. Спокоен, малоразговорчив. Окружающие говорят, что он глуповат, но работает Лев Викторович хорошо: никогда не делает ошибок в расчетах. Обычно не ссорится. Единственная ссора была связана с тем, что однажды, когда он был в отпуске, его стол был вынесен из кабинета и заменен новым. После возвращения из отпуска он в резкой форме потребовал возвратить стол. Требование было удовлетворено, и Лев Викторович упокоился. Сослуживцы считают, что он очень увлечен работой, так как забывает об обеде и не ходит в столовую. Главный бухгалтер уважает его за аккуратность и добросовестность в работе, но говорит, что Лев Викторович необыкновенно упрям, и заставить его выполнить работу, которую он не хочет делать, невозможно.

3.  Татьяна Алексеевна – менеджер, 40 лет. Это безгранично увлекающаяся натура. Часто берет работу не по силам, до крайности подвижна. Она в любую минуту готова сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Татьяна Алексеевна вспыльчива. Задание понимает сразу, но в работе делает много ошибок из-за торопливости и невнимательности. Она очень инициативна. Всех «засыпает» вопросами. Очень любит, когда ее хвалят и ставят в пример, на критику сердится и может сорваться, а на тех, кто критикует, затаивает злобу.

Вопросы:

1.  Какие основные потребности этих людей согласно пирамиде Маслоу?

2.  Какими способами Вам следует удовлетворять их потребности?

СИТУАЦИЯ 9

Руководство коммерческого банка в связи с рядом объективных и необъективных причин решило изменить систему и форму оплаты труда работников: если раньше сотрудники получали оклад в размере 500$ плюс 10% от суммы комиссии за проведенную сделку, то теперь оклад ликвидировался, а «сдельщина» увеличилась до 40% от комиссии за операцию. В связи с этим новшеством большинство ведущих специалистов подали заявление об уходе.

Вопросы:

1.  Каковы, по Вашему, причины такого поступка?

2.  Какие мотивационные требования нарушены?

3.  Что следует предпринять, чтобы вернуть работников?

4.  Как можно предупредить появление подобных ситуаций на предприятии?

СИТУАЦИЯ 10

Старшего мастера Сорокина Ивана Петровича как хорошего специалиста повысили в должности. Теперь он стал заместителем начальник цеха, однако через некоторое время стало ясно, что он не справляется со своими обязанностями и его повышение оказалось преждевременным. Таким образом, он получил сообщение, что понижен в должности (до старшего мастера). Иван Петрович расценил это как личное оскорбление и уволился с работы.

Вопросы:

1.  Правильно ли он поступил?

2.  С точки зрения какой теории мотивации можно оправдать его действия?

3.  Какая потребность Сорокина была не удовлетворена?

4.  Как следовало поступить, чтобы избежать такой ситуации?

Ваша подчиненная сотрудница – бухгалтер Раиса – постоянно игнорирует Ваши оперативные указания, нечетко выполняет порученные задания, работает ниже своих возможностей. Последнее ее упущение привело к невыполнению квартального плана подразделения. До Вашего прихода в эту организацию она претендовала на Ваше место, но не была назначена по причине конфликтности. Работой в организации она дорожит, т. к. работа – единственный источник ее доходов и она воспитывает дочь без мужа.

Вопрос:

Какие группы методов управления и конкретные действия следует применить к Раисе, чтобы побудить ее выполнять свою работу качественно?

СИТУАЦИЯ 2

В магазине с посменным графиком работы продавцов при организации выездной торговли возник вопрос о том, кто будет занят в этой торговой точке. Так как в этот день в магазине был большой наплыв покупателей, то нагрузка на работающую смену продавцов повысилась почти в 2 раза. Продавцы смены, находящейся на отдыхе, по разным причинам отказываются от предложенной работы.

Вопросы:

1.  Имеют ли право продавцы отказаться от работы?

2.  Какие методы управления следует применить к продавцам, чтобы мотивировать их?

СИТУАЦИЯ 3

Работники магазина в личных целях занимались закупкой товаров и их реализацией через свои секции. Размещая свой товар на витрины, они нарушили Правила торговли. За подобное нарушение администрации пришлось уплатить штраф при проверке налоговой инспекцией.

Вопрос:

Какие группы методов управления и конкретные действия следует применить к работникам?

СИТУАЦИЯ 4

В процессе работы магазина, реализующего строительные материалы, возникла потребность в нестандартном оборудовании. Сотрудник магазина Иванов проявил инициативу – организовал поставку требуемого оборудования в кратчайшие сроки.

Вопрос:

Какие группы методов управления и конкретные действия следует применить к сотруднику Иванову?

СИТУАЦИЯ 5

В магазине вышло из строя холодильное оборудование. В этот день у электрика был выходной день, и он отказался устранить неисправность.

Вопросы:

1.  Имеет ли право электрик отказаться от работы?

2.  Какие методы управления следует применить к электрику, чтобы мотивировать его?

СИТУАЦИЯ 6

Решение срочной задачи, поставленной руководством перед Вашим подразделением, потребует резкого повышения интенсивности работы всех сотрудников и грозит срывом графика отпусков.

Вопрос:

Какие группы методов управления и конкретные действия следует применить к работникам, чтобы побудить их для достижения целей организации?

СИТУАЦИЯ 7

В Ваше отсутствие продавцы оформляли ценники на товар без указания дат их оформления. В результате проверки сотрудниками налоговой инспекции с магазина был взыскан штраф.

Вопрос:

Какие группы методов управления и конкретные действия следует применить к работникам?

СИТУАЦИЯ 8

Карина, одна из ваших ассистенток, по Вашим советам неоднократно оканчивала курсы повышения квалификации, чтобы иметь комплексное представление о деятельности Вашей службы. После очередной стажировки в других службах банка она вернулась, чтобы занять пост Вашего референта.

Она работает с рвением, согласовывает с Вами каждый свой шаг по всем проблемам, выполняет все Ваши поручения и проявляет повышенный интерес к усовершенствованию работы.

Вы отдаете себе отчет в том, что она еще не достигла совершенства в работе референта и часто проявляет несостоятельность перед определенными проблемами.

Вопросы:

1.  Следует ли применять меры наказания к Карине?

2.  Какие методы управления будут действенны для повышения эффективности работы Карины?

3.  Какие конкретные действия Вы предпримете?

СИТУАЦИЯ 9

Руководитель отдела компании озабочен продолжающимся нарушением правил компании относительно кофейных перерывов. Он отдал четкие указания, что для этой цели нельзя тратить более установленных 15 минут. Он издал несколько распоряжений по поводу нарушений правил кофейных порывов и лично беседовал с отдельными нарушителями. Похоже, что его служащие сопротивляются его стараниям, которые ни к чему не приводят.

Вопросы:

1.  Почему принятые меры не действуют?

2.  Какие альтернативные методы управления и конкретные действия следует применить к нарушителям?

Ваш вышестоящий руководитель, минуя Вас, дает срочное здание Вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания, полученного Вами лично от директора. Ваш вышестоящий руководитель делает это уже не в первый раз, и Вы знаете о его натянутых отношениях с директором предприятия. Оба задания являются неотложными.

Вопросы:

1.  В чем заключается проблема?

2.  Какие альтернативы решения проблемы можно предложить?

3.  Какое единственно верное решение Вы примете и почему?

СИТУАЦИЯ 2

Вы работаете начальником цеха. Во вторую рабочую смену один из вспомогательных рабочих Петр в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой рабочий Сергей, пытаясь по указанию мастера его отремонтировать, получил производственную травму. Утром молодой мастер Николай (работает второй год после окончания вуза) видел, как Петр и Сергей распивали спиртное, и сделал им замечание, но они его не послушались, ссылаясь на то, что у Петра день рождения.

Убыток от простоя оборудования и затрат на его ремонт составил 20 млн. рублей за смену. У Петра это был уже третий случай нарушения дисциплины за год. Сергей не имел правонарушений и числился хорошим рабочим.

Вопросы:

1.  Кого Вы обвините в случившемся?

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

2.  Какие возможные варианты решения проблемы можно предложить?

3.  Какое единственно верное решение Вы примете в отношении Ваших подчиненных и почему?

СИТУАЦИЯ 3

Работники отдела сбыта и отдела рекламы не могут прийти к единому мнению по вопросу, требующему совместных усилий. Они приходят к руководителю и описывают ему сложившуюся ситуацию. Начинается длиннейшая дискуссия с убедительными аргументами с обеих сторон. Скоро все участники беседы понимают, что конечной целью является не выработка оптимального решения, а отстаивание собственной точки зрения.

Вопросы:

1.  Как может развиваться дискуссия дальше?

2.  Какие варианты может предложить руководитель, чтобы найти решение проблемы?

3.  Какое единственно верное решение следует принять и почему?

СИТУАЦИЯ 4

Вы поручаете важное задание компетентному, по Вашему мнению, сотруднику. Но вдруг узнаете о человеке, который более компетентен в этом вопросе и может выполнить данное задание намного лучше.

Вопросы:

1.  В чем заключается проблема?

2.  Какие альтернативы решения проблемы можно предложить?

3.  Какое единственно верное решение Вы примете и почему?

СИТУАЦИЯ 5

Вы руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из Ваших рабочих испортил дорогостоящее оборудование. Виновник звонит Вам домой по телефону и с тревогой спрашивает, что же ему теперь делать?

Вопросы:

1.  Как Вы ответите на звонок?

2.  Что Вы можете предложить сделать Вашему подчиненному?

3.  Какие действия Вы сами можете предпринять?

4.  Какое единственно верное решение Вы примете и почему?

СИТУАЦИЯ 6

Приняв на работу менеджера, Вы надеялись на более эффективную работу, но в результате разочарованы, так как он не соответствует одному из важнейших качеств менеджера – самодисциплине. Он не обязателен, не собран, не умеет отказывать, но, тем не менее, он отличный профессионал в своем деле.

Вопросы:

1.  Какие варианты поведения возможны в отношении данного работника?

2.  Какое единственно верное решение Вы примете и почему?

3.  Как Вы построите беседу с подчиненным?

СИТУАЦИЯ 7

Вы неожиданно узнаете, что сотрудник, которому Вы поручили разработку важного проекта, по этому же вопросу параллельно работает в другой фирме, что может существенно подорвать конкурентную позиции Вашей фирмы.

Вопросы:

1.  В чем заключается проблема?

2.  Какие альтернативы решения проблемы можно предложить?

3.  Какое единственно верное решение Вы примете и почему?

СИТУАЦИЯ 8

На беседу к Вам пришел подчиненный, которому Вы поручили контролировать исполнение важного решения. Он утверждает, что не успевает одновременно со своей текущей работой следить за деятельностью других людей, и требует, чтобы за эту дополнительную работу ему выплатили премию. Вы твердо знаете, что основная деятельность данного сотрудника занимает у него менее половины всего рабочего времени.

Вопросы:

1.  Справедливы ли требования работника?

2.  В чем заключается проблема?

3.  Какие альтернативы решения проблемы можно предложить?

4.  Какое единственно верное решение Вы примете и почему?

На собрании акционеров Александрова избрали директором предприятия. Его предшественник ушел на пенсию, оставив работоспособный коллектив в трудном финансовом положении. До этого Александров три года работал заместителем директора по экономике. Он экстраверт, общительный, грамотный, по темпераменту флегматик, больше ориентирован на результаты работы. Александрову необходимо выбрать себе двух заместителей. Имеется насколько кандидатур с разными наборами деловых качеств и психологией взаимоотношений:

1.  Иванов – ориентирован на человеческие отношения, стремится к тому, чтобы в коллективе был доброжелательный климат, взаимное доверие сотрудников, отсутствие конфликтов. Однако он много времени уделяет контактам и коммуникациям и не всегда добивается выполнения плановых показателей по подразделению. Решения и указания Иванова не всегда конкретны и рассчитаны на грамотных сотрудников.

2.  Петров – ориентирован на работу и на достижение конечных результатов. Он еще молодой руководитель, честолюбивый, всегда добивается поставленных целей. В интересах дела Петров идет на обострение отношений, невзирая на лица и не учитывая психологию сотрудников, за что получил прозвище «карьерист».

3.  Сидоров – предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в выполнении заданий руководства, требователен к подчиненным, поддерживает со всеми формальные отношения. В коллективе его называют за глаза «сухарем». План подразделения выполняет, но текучесть кадров больше, чем в других подразделениях.

4.  Николаев – ориентирован как на работу, так и на человеческие отношения. Весьма грамотный и авторитетный руководитель с большим опытом работы, сотрудники его любят за душевность и готовность помочь в трудную минуту. Его главным недостатком является слабость к спиртному, которая пока сильно на работу не влияет.

Вопросы

1.  Какой стиль руководства использует каждый из кандидатов согласно решетке менеджмента?

2.  Кого из кандидатов следует назначить заместителями Александрова и почему?

Имеется информация о 4 организациях, где подчиненные обладают следующими характеристиками:

1.  Не могут выполнить работу и не хотят брать на себя ответственность

2.  Хотят взять на себя ответственность, но не в состоянии выполнить работу

3.  Могут выполнить работу, но не хотят

4.  Могут и хотят выполнить работу.

Вопрос:

Какой стиль руководства следует применить в каждой организации согласно теории жизненного цикла и почему?

СИТУАЦИЯ 3

Однажды Вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей о том, как лучше обращаться с подчиненными. Версии были такими:

1.  «Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности»

2.  «Все это мелочи, главное в оценке людей – это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено»

3.  «Подчиненных нужно оставить в покое и позволить им самим принимать решения».

Вопросы:

1.  Какому стилю руководства по К. Левину придерживается каждый из руководителей?

2.  Какую точку зрения поддерживаете Вы и почему?

СИТУАЦИЯ 4

Компания закрыла один из своих магазинов и перевела работников из закрывшегося магазина в один из соседних магазинов. Продавцы, которые были переведены, привыкли работать с мягким «попустительского» типа менеджером. Их новый босс, Олег Сидоров, был опекающим автократом – добрым и дружелюбным, но настаивающим на своих требованиях к служащим. Он принимал все решения и считал, что его приказы должны выполняться «до буковки». Переведенные работники, которые проявляли значительную инициативу, вскоре обнаружили, что не могут соответствовать требованиям Олега и были возмущены тем, что им приходится постоянно испытывать жесткое давление. Хотя он никогда не сравнивал их со служащими, работающими у него много лет, отношение Олега Сидорова к новой группе было очевидно. Скоро переведенные служащие стали смотреть на своих коллег и нового менеджера с негодованием. Возникли трения и частые споры.

Вопросы:

1.  Какие теории лидерства описывают стили руководства, используемые прежним и нынешним менеджерами продавцов магазина?

2.  Почему переведенные продавцы таким образом реагировали на стиль руководства Олега Сидорова?

3.  Если бы Вы были на месте менеджера, какой стиль руководства Вы бы использовали и почему?

СИТУАЦИЯ 5

Постоянные нововведения в различных областях управления являются основой процветания любой компании. Вместе с тем нередко менеджеру приходится сталкиваться с сопротивлением переменам.

Вопросы:

1.  Какой стиль управления следует использовать, чтобы активизировать интерес к инновациям и почему?

2.  Какие действия может предпринять менеджер, чтобы преодолеть такое противодействие инновациями?

ТЕМА 5. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ

СИТУАЦИЯ 1

Вы как начальник отдела критиковали своего подчиненного по чисто производственным вопросам. После работы Вы идете вместе к автобусу, так как живете по соседству, и замечаете, что служебные замечания он принял как личную обиду. Позже он даже упрекнул Вас в намерении унизить его в глазах коллег.

Вопросы:

1.  Какой конфликт имел место?

2.  В чем состоит причина данного конфликта?

3.  Как можно преодолеть сложившуюся ситуацию? Какая группа методов и какой конкретно метод разрешения конфликта уместны в данной ситуации?

4.  Как надо было критиковать сослуживца, не вызывая у него негативной реакции?

СИТУАЦИЯ 2

Инженера-программиста вызвал к себе начальник отдела и сказал, что предстоит сложная работа: придется посидеть недельку – другую сверхурочно. «Пожалуйста, я готов, - сказал инженер, - дело есть дело». Работу принес старший технолог. Он сказал, что надо рассчитать управляющую программу на станок для изготовления сложной детали. Когда рабочий день приблизился к концу, инженер-программист достал чертеж, чтобы приступить к работе. В это время к нему подошел непосредственный начальник и поинтересовался, что это за работа. Услышав объяснение, он официально потребовал: «Категорически запрещаю выполнять эту работу… Задание самого начальника отдела? Пусть дает его через меня».

Через некоторое время старший технолог поинтересовался, как идут дела. Узнав, что все осталось на месте, он резко повысил голос на инженера-программиста: «Для тебя распоряжение начальника отдела ничего не значит? Все отложи, будешь считать в рабочее время!»

Вопросы:

1.  Каков характер задания, полученного программистом?

2.  Почему задание было отменено непосредственным начальником?

3.  Как должен был поступить инженер-программист?

4.  В чем заключается причина конфликта?

5.  Как выйти их данного конфликта? Какая группа методов и какой конкретно метод разрешения конфликта уместны в данной ситуации?

СИТУАЦИЯ 3

Между двумя коллегами возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к Вам как руководителю с просьбой разобраться и поддержать его позицию.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

Вопросы:

1.  Какой метод разрешения конфликта использовали стороны?

2.  Какие действия Вы предпримите для разрешения конфликта между Вашими подчиненными?

СИТУАЦИЯ 4

В трудовой коллектив, где существует конфликт между двумя группами по поводу внедрения нового оборудования, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны.

Вопрос:

1.  Какие методы разрешения конфликта может использовать новый руководитель?

2.  Какие действия руководителю следует предпринять, чтобы нормализовать морально-психологический климат в коллективе и обеспечить эффективное производство?

СИТУАЦИЯ 5

Бригада слесарей-литейщиков (6 человек) всегда держалась очень сплоченно. Члены бригады, несмотря на существенную разницу в возрасте, часто вместе проводили время. Старшие к младшим относились покровительственно, младшие к старшим – с уважением. Когда один из членов бригады ушел на пенсию, был принят молодой слесарь Акимов, года 2 или 3 назад окончивший ПТУ. Вначале к нему отнеслись настороженно. Но через месяц-два между ним и бригадой сложились вполне дружеские отношения, он был принят в коллектив, стал своим.

Еще месяца через два положение изменилось. Акимову, как молодому и не очень опытному работнику, поручили изготовление крупной серии стандартных лекал. Используя традиционную технологию, он имел бы заработок на среднем для бригады уровне. Однако Акимов быстро догадался, как можно рационализировать работу. Он брал десяток заготовок и приваривал их друг к другу. Получался пакет. Затем он вырезал нужную форму сразу же на весь пакет, шлифовал торцы, разъединял пакет и обрабатывал поверхность каждого лекала. Вскоре Акимов перекрыл нормы выработки в 3-5 раз, заработок его стал быстро расти и в 1,5 раза превысил заработок бригадира. На Акимова в бригаде начали коситься и замечать в его поведении массу изъянов. Наконец, наступил полный разрыв отношений. Акимов попросил начальника цеха перевести его в другую бригаду. Но оказалось, что и другие бригады слесарей не хотят принимать его к себе. Через месяц Акимов уволился с завода.

Вопросы:

1.  О каком конфликте – конструктивном или деструктивном – идет речь?

2.  Конфликт какого вида представлен в ситуации?

3.  Был ли разрешен данный конфликт? Каким методом?

4.  Предложите свои методы разрешения конфликта.

СИТУАЦИЯ 6

Вы оценили сотрудника частично отрицательно и сообщаете ему оценки, касающиеся, например, производительности труда, качества работы, осознания необходимости сокращать расходы, повышать надежность работы, улучшать отношение к сотрудникам и руководителям. Он возмущен и намеревается склонить Вас к своей точке зрения.

Вопросы:

1.  Какой конфликт имеет место?

2.  Какова причина конфликта?

3.  Как поведете себя Вы, если убеждены в правильности своей оценки?

СИТУАЦИЯ 7

Один из лучших специалистов в Вашем подразделении, наделенный, к сожалению, крайне неуживчивым характером, позволил себе публично весьма пренебрежительно оценить работу одного из ветеранов, действительно справляющегося со своими обязанностями не лучшим образом. Возмущенные сотрудники пришли к Вам с жалобой на «зазнайку».

Вопросы:

1.  О каком конфликте идет речь?

2.  Какой метод разрешения использовали стороны?

3.  Как Вы поступите, чтобы восстановить добрые отношения в коллективе?

СИТУАЦИЯ 8

В банке был последний день приема коммунальных платежей без начисления пеней. Работают три кассира. К каждому окну огромная очередь. С разных сторон время от времени доносятся недовольные реплики в адрес работников банка. Неожиданно для очереди и к ее неудовольствию один из кассиров – молоденькая девушка с приятной внешностью – объявляет о временном непродолжительном перерыве в работе для сдачи излишков наличных денег в кассе (она действует по инструкции).

Второй кассир, женщина 35 лет, в присутствии клиентов начинает критиковать действия своего коллеги, что подогревает назревший конфликт. Необоснованная критика вызывает у первого кассира возмущение, обиду и непонимание, так как она действует в соответствии с установленным порядком, который обеспечивает безопасность работников банка и клиентов. Желая погасить конфликт, молодая девушка возвращается к клиентам и молча, затаив обиду и потеряв трудовой настрой, продолжает работать.

Вопросы:

1.  Кто разжег конфликт?

2.  Насколько обоснованны действия молодого кассира?

3.  Насколько объективна критика его старшего коллеги?

4.  Как оценить правильность действий каждого из работников?

5.  Как может быть разрешен конфликт?

ТЕМА 6. ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

СИТУАЦИЯ 1

По роду деятельности Вам часто приходится беседовать по телефону. На это уходит очень много служебного времени.

Вы решили передать функцию ответов на деловые звонки своему помощнику. При этом существует опасность того, что помощник недостаточно опытен в том, чтобы различить важную и второстепенную информацию.

Вопросы:

1.  Как Вы поступите?

2.  Какую информацию считать важной, а какую второстепенной?

СИТУАЦИЯ 2

Вы часто замечаете, что, хотя Вы всегда настроены слушать собеседника внимательно, иногда смысл того, что хочет сказать Ваш партнер, ускользает от Вас, и Вы понимаете его слова совсем в другом контексте. Из-за этого в последнее время Вы допустили некоторые ошибки в работе.

Вопросы:

1.  В чем может заключаться причина непонимания?

2.  Что Вам нужно предпринять для избежания ошибок?

СИТУАЦИЯ 3

Вы в течение рабочей недели неоднократно пытались дозвониться до директора одной фирмы, но его не было на месте, а его секретарь, очевидно, неаккуратно информировала его о поступающих звонках.

Вопросы:

1.  Как Вы построите беседу с ней в следующий раз?

2.  Что Вы предпримете, чтобы связаться с Вашим партнером?

СИТУАЦИЯ 4

Вы должны выступить с докладом о проделанной работе перед коллегами на предприятии. Вы знаете, что выступаете в числе последних и что многие из присутствующих приблизительно знакомы с тем, о чем Вы будете говорить. Поэтому велика вероятность, что будут слушать Вас невнимательно, вести посторонние разговоры и т. д.

Вопрос:

Что Вы предпримите для того, чтобы завоевать внимание аудитории и Ваше выступление всем понравилось?

СИТУАЦИЯ 5

Вы ведете переговоры, и Ваш партнер утверждает нечто, безусловно ошибочное, с Вашей точки зрения, и неприемлемое для решения данной проблемы.

Вопросы:

1.  Чем может быть вызвано такое отношение партнера?

2.  Как Вы поведете себя в целях решения проблемы?

СИТУАЦИЯ 6

Вы установили контакт с японской фирмой, с которой хотите заключить договор. Вас приглашают в Японию, встречают как самого дорогого гостя, предлагают обширную программу развлечений с обедом в дорогом ресторане, а когда дело доходит до переговоров, японцы просят подождать пару дней. И потом довольно продолжительное время сообщают Вам о периодически возникающих затруднениях.

Вопросы:

1.  Чем может быть вызвано такое отношение партнеров?

2.  Как Вы поведете себя?

СИТУАЦИЯ 7

Вас недавно назначили руководителем трудового коллектива, в котором Вы несколько лет были рядовым сотрудником. На 8 часов 15 минут Вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Подчиненный же пришел вовремя и ждет Вас.

Вопрос:

Как Вы построите беседу при встрече с ним?

СИТУАЦИЯ 8

Вы – менеджер фирмы и Вам предстоят переговоры, очень важные для Вас, с представителем другой фирмы по поводу заключения договора. В начале беседы Вы видите, что ваш партнер настроен благожелательно и поэтому эмоционально «расписываете» ему все преимущества Вашего с ним сотрудничества, сопровождая Вашу речь энергичными жестами. Но затем Вы отмечаете, что партнер принимает «закрытую» позу – скрещивает руки на груди и, высказывая свое мнение по данному вопросу, избегает смотреть Вам в глаза.

Вопросы:

1.  Что означает данная поза?

2.  Какова может быть причина такого поведения партнера?

3.  Какие действия Вы предпримете?

ТЕМА 7. САМОМЕНЕДЖМЕНТ

СИТУАЦИЯ 1

Компания, в которой Вы работаете, отменила привилегии для руководящих работников – все без исключения сотрудники фирмы пользуются общей столовой, стоянкой автомашин. Для руководителей нет отдельных кабинетов. Все рабочие места – комнатушки, разделенный звуконепроницаемыми перегородками высотой в 1,5 м, одинаковы для всех от президента компании до низовых работников.

Вопросы:

1.  Согласны ли Вы с практикой компании или нет?

2.  Что в ней положительного и отрицательного?

СИТУАЦИЯ 2

Вы – руководитель крупной организации. В первую очередь Вы всегда выполняете неотложные дела. Вы пытаетесь самостоятельно решать все важные вопросы и тем самым тратите большую часть своего рабочего времени, но часть дел так и остается «лежать на столе».

Вопросы:

1.  В чем может быть причина сложившейся ситуации?

2.  Как ее исправить?

СИТУАЦИЯ 3

Вы чувствуете, что намеченные на день дела Вы не успеваете сделать вовремя. Помимо того, что уже выполнено, еще нужно провести совещание с руководителями подразделений, заказать билеты на самолет для предстоящей командировки, сделать заказ на поставку товаров и встретиться с рабочими по поводу внедрения в производство новой технологии.

Вопросы:

1.  Станете ли Вы стараться все успеть сделать самому?

2.  Перепоручите ли какие-нибудь дела своим подчиненным? Если да, то какие и кому?

3.  Что Вы перенесете на другие дни?

СИТУАЦИЯ 4

Вы стали свидетелем беседы двух своих коллег. Один из них утверждает, что планирование необходимо осуществлять, начиная с перспективных дел, т. е. на год. Его оппонент считает, что планирование удобно начинать с записей дел на неделю.

Вопросы:

1.  Какой способ планирования является оптимальным?

2.  Чью точку зрения поддерживаете Вы и почему?

СИТУАЦИЯ 5

Ваша деятельность связана с постоянным использованием оргтехники, но габариты кабинета, который Вы занимаете, не позволяют установить всю требуемую технику на Вашем рабочем месте. В ходе работы Вам приходится постоянно проходить через рабочие места Ваших подчиненных, тратя свое время и отвлекая их.

Вопросы:

1.  В чем заключаются нарушения требований к организации рабочего места руководителя?

2.  Как исправить сложившееся положение?

СИТУАЦИЯ 6

Рассматривая почту, руководитель обнаруживает документ, с которым необходимо ознакомиться детальнее. Но времени сейчас нет, и он оставляет документ у себя в надеже внимательно прочесть его в субботу дома.

Вопросы:

1.  Верно ли он поступает?

2.  В чем заключается его ошибка?

3.  Что следует делать, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем?

СИТУАЦИЯ 7

Вы знаете – для того, чтобы в жизни достичь чего-либо, нужно регулярно прикладывать усилия и постоянно повышать свой профессионализм. Но ежедневная рутина убивает всякое желание трудиться и самосовершенствоваться.

Вопросы:

1.  Что Вы сделает, чтобы заставить себя ежедневно, постоянно работать?

2.  Где можно найти резервы для повышения творческого потенциала?

СИТУАЦИЯ 8

У Вас напряженный рабочий день, Вы много сделали, но еще больше предстоит сделать. Вы выделили немного времени для отдыха, но пришел Ваш подчиненный, которому срочно нужна помощь в решении проблем личного характера.

Вопрос:

Как Вы поступите в данной ситуации?

Библиографический список

1. , Наумов по курсу «Менеджмент» / Под ред.. – М.: Гардарики, 2002.

2.  Глумаков поведение. Учебное пособие / ВЗФЭИ. – М.:, 2002.

3. ,, Соломандина поведение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.

4.  Менеджмент / Автор-составитель – Ростов н/Д: «Феникс», 2000.

5.  Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации: Учеб. пособие / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф.. – М.: ИНФРА-М, 2003.

6.  Управление персоналом. Практикум: конкретные ситуации. /,, ; Под ред.. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

Сборник ситуационных задач по дисциплине «Менеджмент»

(для студентов всех специальностей). 2-ое издание с изменениями.

Рецензенты:, кандидат экономических наук, старший

преподаватель кафедры «Экономика и менеджмент» ОГПУ.

, преподаватель высшей категории, председатель ЦМК «Экономика, бухгалтерский учет и менеджмент» ОГКТЭиС.

Компьютерный набор и верстка:

Подписано в печать: 06.02.07. Формат 60х90/16

Бумага офсетная. Печать RISO.

Усл. печ. л. 2,06 Тираж 25 экз.

Отпечатано в типографии ОГКТЭиС: г. Омск, Б


Источник: http://pandia.ru/text/78/591/8597.php


Закрыть ... [X]

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ РАЗДРАЖЕНИНЕВ : СОВЕТЫ Дизайнерские идеи для дачи своими руками


Как сделать замечание подчиненным Блог Максима (Комбата) Батырева
Как сделать замечание подчиненным Культура делового общения
Как сделать замечание подчиненным ДЕЛОВОЙ ЯЗЫК
Как сделать замечание подчиненным / PhotoShop / Сливаем две фотографии
Как сделать замечание подчиненным 20 лучших бизнес-идей без вложений 2017, 2018
Как сделать замечание подчиненным ThaumCraft/Великое древо Minecraft Wiki
Как сделать замечание подчиненным «Улисс» читать - knigosite. org
Как сделать замечание подчиненным Более 25 лучших идей на тему «Банка копилка» на Pinterest
Как сделать замечание подчиненным Закусочные бублики - кулинарный рецепт
К чему снится Операция во сне по 90 сонникам! Если видишь Как обновить Андроид - обновление Android через компьютер Как сделать душ в маленьком туалете? Дефицит Как сделать заезд на участок через канаву возле дороги Как сделать мужчине приятное не только в сексе - Андрей Русских Как сделать скриншот на Андроид - m